Главная страница Открытые уроки Открытый урок литературного чтения. 3 класс. Учитель Савина Н.В.

Последние материалы

Счетчик просмотров

html counterсчетчик посетителей сайта
Открытый урок литературного чтения. 3 класс. Учитель Савина Н.В.

Урок литературного чтения.  3 класс

Тема  урока: Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»

(знакомство с произведением)

Цели урока:

а) коррекционно- образовательные:

продолжить знакомство с творчеством Н.Некрасова, раскрыть идею автора, заключенную в стихотворении, учить учащихся аналитической работе с текстом стихотворения,

б) коррекционно- воспитательные:

воспитывать любовь к природе, всему живому, воспитывать чувство сострадания, взаимовыручки.

в) коррекционно- развивающие:

продолжить работу по обогащению лексикона учащихся, развитию связной речи.

Формы работы: фронтальная; групповая; индивидуальная.

В ходе изучения нового материала использовала разнообразные приёмы: работу с учебником, постановку проблемных вопросов, что, безусловно, активизировала познавательную деятельность учащихся.

Для реализации задач по формирование навыка чтения использовала приёмы и упражнения:

  • дыхательную гимнастику;
  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память: Игра «Весёлый фотограф», «Назови цвет кружка»;
  • упражнения, развивающие гибкость чтения вслух и молча: «Буксир», «Эхо».

 

Оборудование урока:

Портрет Н.Некрасова, детские книги автора (для оформления выставки), иллюстрации к словарной работе (зипун, метр, низменный край, половодье, силок и др.)

 

 

Ход урока:

I этап. Орг. момент.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

II этап. Актуализация знаний, умений учащихся.

Задание 1. Речевая разминка.

Дыхательная гимнастика: упражнение   « Свеча», « Морозный день».

Артикуляционная гимнастика : упражнение  « Чашечка», « Чистим зубки», « Дудочка», « Заборчик», «Слоник»,  « Орешки», « Блинчик».

 

-Ребята, прочитайте записанную на доске скороговорку:

ВСЕ ОЗЕРА – ЗЕРКАЛА ИЗ ЗЕЛЕНОГО СТЕКЛА.

-Какие звуки отрабатываются?( с-з)

- С чем сравнивают озера? Почему? Что удивило вас? Какого цвета мы обычно изображаем воду?

Работа над скороговоркой. Проговаривание скороговорки четко по слогам сначала тихо, потом громко, медленно, быстро. 2-3 ученика произносят скороговорку индивидуально.

Задание 2.

Продолжим работу над звуками (с-з). На доске написан отрывок из стихотворения (отрабатываемые звуки выделены другим цветом):

И вот весь дух

Пошли зайчишки.

А я им:  «У-х!»

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся.

А чур - зимой

Не попадайся!

Задание 3.Упражнение «Губы». Ребята читают отрывок жужжащим чтением, затем читают его одними глазами.

2-3 ученика читают отрывок с выделением отрабатываемых звуков.

-О ком этот отрывок? Как по- разному называют зайцев?

III этап. Подготовка к изучению нового материала.

Вступительная беседа.

Сегодня мы будем читать стихотворение об этих животных. Написал его Н.А, Некрасов (учитель показывает портрет писателя). Мы уже встречались с творчеством этого поэта (у доски организована выставка книг).

-Кто вспомнит, какие стихотворения мы читали? (отрывки « Мороз – воевода», « Мужичок с ноготок»)

-Хорошо ли вы знаете эти произведения?

Учитель читает наизусть любую из строк, дети продолжают читать.

( В зависимости от активности детей количество строк можно сократить или увеличить).

По желанию 1-2 ученика читают стихотворения целиком.

Вступительное слово учителя.

Отгадайте загадку:

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

( отгадка - заяц)

Сегодня мы будем читать стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». В нем поэт раскрывает маленьким читателям  поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу. Как всякий охотничий рассказ, эта поэтическая история содержит подробности почти невероятные, но тем не менее правдивые. В рассказе Мазая добрый юмор, подлинная любовь ко всему живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций. Это речь рачительного хозяина и  доброго охотника, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться  бедой, постигшей зверей.

IV этап. Изучение нового материала.

Словарная работа.

В тексте нам встретится много незнакомых слов. ( Слова выписаны на доску, учитель объясняет значение  слов, сопровождая иллюстрациями свой рассказ).

Болотистый, низменный край – низкое место, часто заливает водой, кругом много болот и лесов

Дичь – (сеть, силок) – силок – петля для ловли птиц и мелких животных

Половодье (весенние воды нахлынут) – весенний разлив, выход реки из берегов при таянии снега

Чтение стихотворения учителем и сильными учениками.

В первой части Некрасов рассказывает нам, как познакомился с дедом Мазаем, как вместе с ним ходил на охоту. И в один из длинных, скучных вечеров дед Мазай рассказал такую историю.

-За чем поехал Мазай?

- Набрал ли он дров?

-Дед Мазай – опытный охотник. Почему он не застрелил зайцев или не взял их себе?

Подготовка к работе с текстом.

Упражнение « Прочитай слово целиком». На доске написаны глаголы из текста. Ученики читают их про себя, затем выборочно вслух по одному.

Разболтался               подбиралась                скомандовал

Спасалось                  очутились                     причалил

Вытряхнул                скрестивши                    копошится

Зацепился                   сбесились                   не попадайтесь

Чтение стихотворения учащимися по частям. Проверка первичного понимания текста.

-В какое время года бывает половодье?

-Почему дед Мазай спас всех зайцев, встретившихся ему на пути?

Физминутка для глаз.

Упражнения для развития осознанного чтения

1. Найди слово в слове.

Гроза

газета

кустарник

поднос

шоколадка

шутка

щепка

ярмарка

 

 

 

 

2.  Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой. Здесь хорошо бродить одной.

3.Чтение “перевертышей”.Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

Работа с текстом. Проверка понимания прочитанного.

Анализ текста  по вопросам по ходу чтения.

-Дед Мазай печалится, что зайцев не очень много в этой местности.

По какой причине?

-Почему за дровами Мазай пошел не в лес, а поехал на речку?

-Чем опасно наводнение?

- Нам встретились непонятные слова. Найдите в толковом словарике (у каждого на парте) эти слова. Один ученик работает с большим словарем.

Аршин – русская мера длины 71см

Сажень – русская мера длины 2м 13 см.

(Для наглядности проводятся измерения с помощью линейки)

-Почему Мазай взял в руки только одного зайца и бережно посадил его в лодку?

-Что могло случиться с зайцами, если бы дед Мазай опоздал?

-Кого еще встретил Мазай? Объясните (по составу слова) смысл слова:

ГОРЕМЫКА. Кого так называют?

-Мазай смотрит вперед и сомневается (столбик – не столбик).  Откуда возникли такие сомнения? ( старый, плохо видит)

V этап .Физкультминутка

VI этап . Закрепление изученного.

-Почему дедушка не бросил его? Какими словами он говорит об этом?

Замените своими словами, как вы это понимаете.

-ЗАЙЧИХА – КУПЧИХА. Где  встречали это слово? Какие в сказках купчихи?

А зайчиха почему такая толстая?

«КОПОШИТСЯ» - что делала зайчиха? Почему Мазай назвал ее дурой? Как это прозвучало? (грубо или нежно, с любовью, снисходительно и т.д.)

-Чем накрыл ее Мазай? Найдите слово в толковом словаре.

ЗИПУН – старинная русская одежда, кафтан из грубой толстой ткани (учитель показывает иллюстрацию или рисунок).

-Как долго плыл по реке Мазай? Найдите в тексте эти строки?

-Какую находку жалко дедушке Мазаю больше (зайца или бревно)? Кто как думает? Объясните свой выбор.

- Почему дед Мазай не посадил зайчишек в лодку ?

-ПОТЕХА. Какую пословицу с этим словом вы знаете? Объясните это слово сами.

-Над чем смеялись в деревне?

Как изменилось поведение зайцев?

-Для чего Некрасов изменил строки? Что он хотел передать?

-В каком темпе  до сих пор читали?

-Этот отрывок мы читали в начале урока. Кто попробует передать чтением, как убегали зайцы ?

-Все ли зайчишки смогли убежать?

-Как поступил Мазай? Почему он всех отпустил?

Упражнения в выразительном чтении.

На доске написано предложение.

ГЛЯНЬ-КО: ЧТО ДЕЛАЕТ СТАРЫЙ МАЗАЙ?

Прочитай это предложение, делая ударение на каждом слове поочередно. Прочитайте это предложение весело, смеясь, удивляясь, стараясь показать другому.

Найдите в тексте предложения , где дед Мазай шутит, сердится, ит.д.

Передайте разные интонации при чтении.

Работа с кроссвордом.

1.     Не назовешь того «бездельник», кто построил … .

2.     Спит медведь в своей …,  лучше ты его не трогай.

3.     Не шалаш и не палатка, дом бобра зовётся … .

4.     Пес, живущий во дворе, спит ночами в … .

5.     Дом без окон и крыльца у крылатого певца.

6.     Шумит … как завод, там готовят пчелы мед.

7.     В … живут лиса и крот. А не слон и бегемот.

Из букв в выделенных клеточках можно составить слово, под каким ночует зайчик.

Отгадки:

1. Муравейник. 2. Берлога. 3. Хатка. 4. Конуре. 5. Скворечник. 6. Улей. 7. Нора.

VIIэтап .Подведение итогов урока.

-В какое время года бывает половодье?

-Почему дед Мазай спас всех зайцев, встретившихся ему на пути?

Каким вы представляете деда Мазая?

-Что из прочитанного запомнилось больше всего?

VIII этап .Задание на дом : читать выразительно стихотворение , « устно» нарисовать иллюстрации к особо понравившемуся отрывку.

 

баннер Навигатор абитуриента колледжи России 2017

Как создать школьный сайт.