Главная страница Педагогический сборник Работа над интонационной стороной речи школьников

Последние материалы

Счетчик просмотров

html counterсчетчик посетителей сайта
Работа над интонационной стороной речи школьников

Работа над интонационной стороной речи школьников

Речь вести - не лапти плести.

Пословица

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение школьника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка грамотной речи в процессе логопедического воздействия.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики, нарушение целого ряда просодических элементов речи имеет место и у детей, имеющих нарушения в произношении отдельных звуков, и у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и в случаях общего недоразвития речи.

Использование интонационных навыков в школе является важным фактором успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому необходимо помочь детям как можно раньше научиться оформлять свою речь интонационно правильно.

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Но у ребят с различной степенью ОНР этот процесс нарушен и заторможен. Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.

Недостаточная интонационная выразительность у обучающихся с ОНР может влиять на качество передаваемой информации, тем самым создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки в речи), мелодики (изменения голоса в процессе речи по высоте и силе), темпа (количества слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голосатембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

В работе по формированию интонационной выразительности речи желательно использовать не только логопедические занятия, но и время вне занятий, то есть повседневную жизнь школьников. Воспитатели по заданию логопеда включают игровые упражнения в различные режимные процессы, например, в утренний приём детей, прогулки, самостоятельную деятельность во второй половине дня. Посвящая 5-10 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформлять своё высказывание. Главные требования в такой работе – единство коррекционного пространства в системе «логопед – учитель – воспитатель – семья» и системность выполнения рекомендаций логопеда. Помимо этого такие игры и упражнения помогают педагогам переключить детей на решение другой учебной задачи, удержать их внимание и тренировать его произвольность, повышать интенсивность занятия без ущерба для здоровья детей, а также создавать у них положительное эмоциональное состояние.

Но работа по формированию интонационной выразительности речи должна проводиться последовательно и систематично, материал соответствующих упражнений распределяться «пошагово», следует учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей.

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Работа может проводиться как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие желательно начинать с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).

Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи эффективно использовать игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов без демонстрации образца интонации.

Параллельно с работой над интонацией должна проводиться работа над логическим ударением. Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение, рекомендуются следующие игровые упражнения:

– для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу. Например, «Повтори предложение и выдели главное слово»;

– для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением. «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?»;

– для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам. «Узнай и покажи»;

– для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?».

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

Многие школьники часто говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Используются звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».

Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, стоит предлагать им прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.

В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, следует включить игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а также для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок»,«Теремок», и др.), короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). Также дети обучаются самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включаются не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Образец упражнений для выработки интонационной выразительности речи.

1. Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.) 
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.) 
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.) 
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке. 
Мальчик прочитал интересную книгу. 
Дети совершили прогулку на теплоходе. 
На нашей улице открылся кинотеатр. 
Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время. 
Мягко стелет, да жестко спать. 
Нет лучше дружка, чем родная матушка. 
Солнце сияет, а месяц только светит. 
Что написано пером, то не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый 
В воздухе кружится 
И на землю тихо падает, ложится. 
И под утро снегом поле забелело, 
Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой 
Принакрылся чудной 
И заснул под нею 
Крепко, непробудно... 
Стали дни коротки, 
Солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы - 
И зима настала. 
И.Суриков

5.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится. 
Кудри завивай, да про дела не забывай. 
Как посеешь, так и пожнешь. 
Курить - здоровью вредить! 
Без дела жить - только небо коптить. 
Не верь началу, верь концу. 
Куда иголка, туда и нитка. 
За правое дело стой смело. 
Старый друг лучше новых двух. 
Жизнь дана на добрые дела.

 

баннер Навигатор абитуриента колледжи России 2017

Как создать школьный сайт.