Главная страница Педагогический сборник Здоровьесбережение в практике логопеда школы для обучающихся с ОВЗ. Матвеева В.И.

Счетчик просмотров

html counterсчетчик посетителей сайта
Здоровьесбережение в практике логопеда школы для обучающихся с ОВЗ. Матвеева В.И.

Матвеева В.И.

Здоровьесбережение в практике логопеда школы для обучающихся с ОВЗ

 

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Многочисленные исследования убедили педагогических работников, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. К данной группе  относятся и  дети с нарушениями речевого развития.   Не устраненные вовремя  дефекты устной речи могут  отрицательно повлиять на полноценное формирование личности, а нарушения письменной речи  заранее обрекают ребенка на роль неуспевающего ученика. Моя задача следовать принципу «не навреди», стараясь по максимуму  сделать логопедические занятия привлекательными для младших школьников,  провести коррекционную работу как можно эффективнее и не допустить переутомления детей. Чтобы справиться с этой задачей, мной соблюдается несколько правил.

1. Позитив и доброжелательность.  Тёплый психологический климат на занятиях поможет ребенку почувствовать себя уверенно, максимально проявить свои возможности.  Очень гармонизирует обстановку ненавязчивый музыкальный фон, который я при необходимости включаю перед началом занятия, своеобразная музыкотерапия.

Также необходимое условие  при подведении итогов занятия – похвала. Надо обязательно за что-то похвалить ребенка,  пусть из десяти слов он только одно написал или произнес правильно, это его достижение, его результат.  По сути, логопедическое занятие становится элементом психотерапевтической работы.

2. Дифференцированный подход.  В условиях логопедической группы из 3-6 обучающихся, значительно повышаются возможности индивидуального подхода. Использую дифференцированные по уровню сложности задания, индивидуальные карточки, чтобы у каждого ребенка была возможность показать положительную динамику.

3. Обучаю посредством игры.  Дидактические игры,  логопедическое лото, кроссворды, загадки, ребусы, ролевые игры,  игры-театрализации делают занятия разнообразными, увлекательными и не утомительными для детей. «Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным    жизненным потребностям». (Селестен Френе)

4. Меняю виды деятельности.  Однообразие очень утомляет. Но и частая смена видов деятельности также приводит к утомлению, так как ребенок вынужден постоянно переключаться. Поэтому, все в разумных пределах, 4-5 различных видов деятельности за занятие – вполне реально.

5. «Уплотняю»  занятие. Чтобы за более короткое время сделать как можно больше – необходимо в ходе занятия применять активные методы обучения-полифункциональные упражнения, полисенсорный подход, использую  задания, требующие наименьшей затраты усилий и времени.

Пример полисенсорного подхода при дифференциации строчных букв б-д (особенно хорошо для учащихся 5-6 классов):

  • акустическая характеристика соответствующих звуков, выделение звуков из слов;
  • визуальное запоминание букв – б – белочка (хвостик вверх),
  • д – дятел (хвостик вниз);
  • ощупывание букв из бархатной бумаги, выкладывание из ленточек, рисование на манке, лепка из пластилина;     
  • приём «Живая азбука» – при помощи пальцев изобразить букву б (рука в кулачок, большой палец вверх), букву д (палец вниз);
  • дермолексия – рисование букв на ладони, на спине;
  • развиваем зрительный гнозис: написание элементов букв, дописывание элементов букв по образцу и опорным точкам;
  • зашифровка (расшифровка) слов: б – стрелка вверх, д – стрелка вниз;
  • выделение букв б-д в слогах, словах, текстах;
  • чтение слоговых таблиц с данными буквами;
  • запись слуховых диктантов.

6 Ни одно занятие не проходит без артикуляционной гимнастики. Регулярное выполнение помогает: 

 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционного аппарата;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 

 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу перед зеркалами и под музыку.

7. Разумно использую компьютерИспользование на занятиях компьютерных логопедических программ, презентаций, цифровых образовательных  ресурсов  без сомнения помогает разнообразить и украсить занятия.  Здесь помню о нормах СанПин,  где  говорится о том, что для учащихся 1-2 классов продолжительность непрерывного применения компьютера при работе с изображением на индивидуальном мониторе – 15 минут. [Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.18].

8. Обязательно провожу физкультминутки. Даже при соблюдении вышеперечисленных условий  в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Использую короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий.

На помощь приходят упражнения из  нейропсихологии,  кинезиологии,  биоэнерогопластики, и других интересных  нетрадиционных методик.  Применяя их, удается снять эмоциональное и физическое  напряжение, отработать межполушарные связи, улучшить координацию движений, активизировать речевые центры.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.  Например, упражнение «Качели».   Уделяю особое внимание качеству выполнения движений, они должны быть синхронными, четкими, ритмичными, плавными.

Упражнения из кинезиологии – науки о развитии головного мозга через движение.

«Кулак-ребро-ладонь».

9. Провожу пальчиковые разминки. Пальчиковые игры и разминки – непременный элемент логопедических занятий. С их помощью мы не только развиваем моторику, но и снимаем мышечные спазмы, активизуем речевые центры. В моем арсенале много игр и упражнений с пальчиками рук. Часто используется на логопедических занятиях пальчиковая разминка, разработанная психологами Александром и Татьяной Прель, точечный массаж кистей рук (элементы су-джок терапии)

10. Не забываем про дыхательные и зрительные гимнастики. В ход занятия обязательно включается дыхательная гимнастика для формирования физиологического и речевого дыхания. Она также поможет снять мышечное напряжение. Дыхательная гимнастика проводится с помощью компьютерных программ «Кардио –лого» БОС и компьютерной игры «Игры для тигры».Использую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой или традиционные  логопедические упражнения для дыхания.

После выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия  проводится зрительная гимнастика – комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушения зрения. Допускаю использование компьютерных презентаций-тренажеров.

11. Зовем в помощники родителей.  Гиппократу приписывают изречение: «Нас трое – болезнь, больной и врач. Если больной объединяется с врачом, вдвоем они одолеют болезнь. Если больной объединяется с болезнью, врачу не справиться с двумя». Обязательно добиваюсь того, чтобы родители стали моими единомышленниками и соратниками в работе . Младший школьник еще не может осознать необходимость и важность логопедических занятий, поэтому решительный настрой  родителей, наша совместная работа помогают быстрее и эффективнее справляться с речевыми проблемами.

Использование вышеперечисленных технологий приводит к тому, что у детей улучшается или исправляется полностью устная и письменная речь. Укрепляется их общее соматическое состояние, они становятся более уверенными в себе, улучшается качество образовательного процесса, что позволяет добиваться больших успехов в их жизненном пути. 

 

баннер Навигатор абитуриента колледжи России 2017

Как создать школьный сайт.