Главная страница Педагогический сборник Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся, повышение эффективности уроков (Из опыта работы учителя начальных классов Мартюшовой Н. В. )

Последние материалы

Счетчик просмотров

html counterсчетчик посетителей сайта
Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся, повышение эффективности уроков (Из опыта работы учителя начальных классов Мартюшовой Н. В. )

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

 

Главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике.

Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства составляют главную  идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение,  информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.

Мы прекрасно понимаем, что для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую.  Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.

Задание в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активировать свои способности. Неуверенным учащиеся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Упражнения со сказочным сюжетом, усиливают интерес к самому заданию, побуждают ребенка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.

При поступлении в школу шестилетки(дети), как говорят психологи, оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, ограниченно соединяющая обучение с игровой формой его организации.

Школьники единодушны во мнении: когда учится интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Бороться за успех в учении – значит учит детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности. Несмотря на всю важность и знание игры в процессе работы, она не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи, - игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Я использую игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте и чтению, письма, математики, русского языка. И особенно в работе с первоклассниками. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем,» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация  по уровню деятельности учащихся.

Прежде всего это

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Очень интересна детям игра «Поможем Незнайке». Предлагаю ситуацию: «Незнайка учится в первом классе. Он решал примеры, а ответы записывал на листочке. Вдруг подул сильный ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Незнайка. «Как теперь быть?» - думает он». Ребята догадываются, что надо возвратить ответы – листочки на свои места. С радостью выполняют задание.

 

Элементы соревнования присутствуют в игре: «Кто быстрее нарядит елочку?». На доске прикрепляю металлическую елочку и записываю задание для 2-х команд. Каждому члену команды раздаю по одной елочной игрушке (сделанные из бумаги с магнитиками). По моему сигналу дети выполняют задание и вешают игрушку на елочку. Последняя игрушка – звездочка. Кто первый повесит звездочку, та команда выиграла.

Аналогичные игры «У кого быстрее распустились листочки?», «Помоги ежам», «Собери ягодки». Елочка, деревца, ежи, корзинки сделаны из металла родителями моих учеников.

В 1 классе для выполнения навыка сложения и вычитания в пределах 10 использую пособие «Ромашка». Во 2 и 3 классах – пособие «Цветы». Эти пособия позволяют мне экономить время и составлять любые примеры на все арифметические действия.

Дети любят необычные задачи в стихах. Практический нестандартный в стихотворной форме развивает смекалку и математические способности детей младшего школьного возраста.

В этих заданиях сочетается учение и развлечение. Ученики никогда не отказываются выполнять эти задания.

Формирование вычислительных навыков – трудоемка и скучная работа. Учебные задания с нематематической информаций – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Здесь я использую игру «Проверь себя». Например:

- Какое дерево является лучшим пылесосом?

Береза – 3,  Сосна – 5, Тополь – 4.

Для проверки выбора ответа предлагаю воспользоваться цепочкой примеров:

8   -6    +7    -6    +5    -4

2      9      3       8      4

Для проверки знаний учащихся по теме «Табличное умножение и деление» использую электрифицированный стенд – тренажер. С его помощью провожу индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися.

Названные игры представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает. В процессе правильного организованной игры дети незаметно для себя выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.

при изучении безударных окончаний существительных первого, второго и третьего склонения предлагаю учащимся слова – помощники, каждое из которых обыгрывается. Сделать подстановку игрой: веселой и приятной, нужно, чтобы на помощь приходил слов, вызывающее положительные эмоции: слово из любимой сказки, мультипликационного фильма, из жизни, наконец.

Слова должны быть живые!

какие слова использую я?

1-е склонение – ЛИСА.

2-е склонение – КОТ.

3-е склонение – ЛЮБОВЬ.

Для проверки безударных окончаний существительных 1 склонения на помощь зовем лису. Можно пригласить и трудолюбивого БАЛДУ. Не хочешь Бладу отвлекать от работы в поповском доме – зови БАБУ ЯГУ, быстро прилетит в ступе или на помеле от беды спасет. С лисой дети гораздо быстрее усваивают операцию подстановки, чем с страной и землей.

Слово для 2-го склонения тоже легко запоминается, например, Кот в сапогах не раз помогает Маркизу Карабасу, а осел – ужасное трудолюбивое животное, хотя и упрямое. Если для 1-го склонения выбрано слово лиса, а 2-го кот, то тоже получается легко запоминающаяся пара слов: кто из детей не знает русскую народную сказку о Котофее Ивановиче, его хитрой жене? Все звери в лесу стали кота бояться – пусть так же и все ошибки в тетради бояться лису и кота.

И для 3-го склонения найдено живое слово – любовь. В сказках, которые дети читают, любовь не запрещена: Иван-царевич и Василиса Премудрая, кот и лиса, Хаврошечка и купец, список бесконечен. Мы подставляем слово любовь для предупреждения ошибки.

Использование  дидактических игр в учебном процессе  способствует:

-формированию  уверенности в себе, заинтересованность в учении;

-повышению   самостоятельности;

-развитию  внимания, снятию  напряжения, особенно при изучении нового  и проверке знаний.

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения  дальше. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.  В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний 2009/2010 – 52, 2010/2011 – 54%, 2011/2012 – 56%.

Игра мощный стимул в обучении. Посредством игры  активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание  к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

 

баннер Навигатор абитуриента колледжи России 2017

Как создать школьный сайт.