Главная страница Педагогический сборник Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время (из опыта работы учителя начальных классов Мартюшовой Н.В.)

Последние материалы

Счетчик просмотров

html counterсчетчик посетителей сайта
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время (из опыта работы учителя начальных классов Мартюшовой Н.В.)

Обоснование ведущих идей деятельности

Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д.Ушинский

Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих  умений младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. С каждым годом  всё больше растёт число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения. Эти проблемы возникают по разным причинам: снижение уровня общего развития ребёнка, нарушения памяти и моторики, неразвитость интеллекта, отсутствие навыков коммуникабельности, инфантилизм, полное отсутствие речевой культуры, различные нарушения в развитии нервной системы, невнимательность и многое другое. Соответственно, когда ребёнку встречается задание, с которым он раньше никогда не сталкивался, где ему нужно проанализировать, обобщить, выделить существенные признаки и т.п., многие испытывают трудности.

Развивая интерес к школьным предметам, проводя интересные групповые мероприятия, можно дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

В период начального образования игровая деятельность постепенно сменяется учебной и становится ведущей в реализации потребности познания у детей младшего школьного возраста. Однако для того, чтобы учебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии интеллектуальных и творческих умений ребёнка, её нужно специальным образом организовать, учитывая индивидуальность каждого ребёнка.

Поэтому возникает  необходимость в организации систематической и целенаправленной работы по развитию интеллектуальных умений  учащихся начальной школы. Однако существуют противоречия между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и невозможностью это делать  в условиях традиционного обучения. Разрешение этих противоречий я вижу   в систематизации и применении упражнений, развивающих интеллектуальные  и творческие умения младших школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК.  Таким,  на мой взгляд является УМК «Школа России». Данный комплект  отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Школа России обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Дидактической основой системы учебников «Школа России» является  система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон). Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Школа России», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта. Еще одно преимущество обучения по УМК «Школа России» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. УМК «Школа России» дает большие возможности для решения воспитательных задач.

 

Первый этап – диагностический

В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Учащиеся не всегда могут  ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя  становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно   компетентной личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Это натолкнуло меня на мысль провести исследование коммуникативных компетенций учащихся моего класса.

Для этого я использовала вводный тест «Самооценки коммуникативного развития», составленный  Фотековой Т.А. В декабре учащимся 2 «а» класса (10 учащихся) предложила вопросы вводного теста, где учащиеся должны были ответить на вопросы «да» или «нет». Вопросы теста помогли  определять: хорошим ли собеседником является ребёнок, умеет ли поддержать разговор, знает ли правила вежливого общения, испытывает ли  боязнь перед выступлением. Таким образом, тест подводит учащихся к пониманию, что надо знать речевую этику и приобрести знания о хороших манерах в общении, умении слушать партнёра, поддерживать беседу.  По результатам входящей диагностики видно, что 10% учащихся (1 ученик) считает, что он может общаться, 40% (4 учащихся) считают, что они не слишком общительны, но умеют слушать и знают некоторые правила общения. А 50% (5 учащихся) считают, что они не всегда общительны, избегают общения с незнакомыми людьми, испытывают трудности в коллективных выступлениях.

Диагностика самооценки коммуникативного развития

 

После диагностики самооценки уровня коммуникативного развития, провела  обследование учащихся в этом же классе по критериям оценки уровня речевого развития учащихся, составленными учителями-логопедами Богаковой С.Е., Князьковой Т.Н., Плоскиной О.В., Лысюк С.Н., Телковой.

По данным обследования высокий уровень – имеют только 20% учащихся (2 ученика). Эти учащиеся активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учётом ситуации, легко входят в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражают свои мысли, средний уровень – 30% (3 человек) – слушают и понимают речь,  участвует в общении чаще по инициативе других. Ниже среднего – 30% (3 учеников) - слушают и понимают собеседника, но сами неохотно вступают в диалог, затрудняются вести его, участвуют в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражают свои мысли. Низкий 10% (1 человек) - малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их.  Очень низкий – 10% (1 ученик) -  неактивен и неразговорчив.

Результат  диагностик  показал, нужно разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных умений, основываясь на возрастные психологические особенности учащихся.

Поэтому я предположила, что нужно создать условия для развития коммуникативных компетенций младших школьников средствами урока и внеурочной деятельности, т.е. необходимо организовать занятия, направленные на формирование мыслительной деятельности, которые бы способствовали  развитию коммуникативных компетенций учащихся различных групп.

Поэтому  темой  моего педагогического исследования стало: «Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности».

Цель: способствовать  развитию коммуникативных компетенций у обучающихся 1 ступени на уроках и во внеурочной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений  младших школьников.

Для достижения планируемых результатов предполагаю решение следующих задач:

  • определить сущность коммуникативных умений младших школьников;
  • выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативных навыков младших школьников на уроках и внеурочных занятиях в рамках реализации обучения по УМК «Школа России»;
  • разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных компетенций младших школьников;
  • провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности созданного комплекса упражнений.

 

Успешная реализация педагогических задач зависит от личности учителя, степени его профессионального мастерства, желания и умения идти в ногу со временем,  поэтому использую в своей практике опыт передовых современных технологий. Постоянно  стараюсь совершенствовать  себя в профессиональном плане: изучаю опыт коллег (журнал «Начальная школа», газета «Первое сентября»), принимаю  участие в различных  конкурсах.

Второй этап – подготовительный

Работая в данном направлении,  я  обратилась к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование, возникшей проблемы.

Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Исследованию коммуникативных задач посвящены много работ известных педагогов и психологов. В этих исследованиях коммуникативная задача определяется как «осуществляемое субъектом общения воздействие на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия. В этих исследованиях авторы рассматривали коммуникативную задачу как функциональную единицу коммуникативного акта, который в свою очередь является структурной единицей общения для достижения целей, формирующихся в соответствии с коммуникативными намерениями субъекта

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.

На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».

Третий этап – практический

Реализации поставленной цели осуществлялась через следующие направления:

  1. 1. Организация учебно-воспитательного процесса

Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения

со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроках.

 

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

 

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

 

Это может быть выражено в следующей таблице:

 

Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету(факты, правила, понятия и т.д.)

2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены).

3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.

4.Оценка изучаемого материала

 

 

1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.

2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.

3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.

4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.

5. Качество оформления изучаемого материала.

6. Умение представлять и презентировать изучаемый материал

 

1. Развитие умений слушать.

2. Развитие умения участвовать в беседе.

3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.

4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.

5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения

1. Формирования навыков общения.

2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы.

3. Формирование учебной мотивации.

4. Развитие критического мышления.

5 Формирование вовлечённости в общее дело.

6.Формирование доверия к другим и себе.

7. Способность к глубокой творческой деятельности.

8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям

 

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

 

Работа над связной речью

Рассуждать

Придумывать

Аргументировать

Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное

Сравнивать

Выделять общее и различное

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

«Эмпатийное распознавание» - формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно  реагировать на них.

Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

-Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»

«Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

«Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?

- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?

«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.

 

 

«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:

- Почему бывает дождь?

- Почему лето и зима никак не встретятся?

«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

 

 

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.

 

Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

«Установка»

- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами.

 

«Пауза»

- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.

 

Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Кто сможет поспорить с Димой?

 

Дополни то, что не сказала Юля.

Как ты понял, о чём говорил Серёжа?

 

Повтори самое главное, что сказала Лена.

 

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами  ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторинах, конкурсах чтецов  и КВНах.  Получая,  задания на лето, предлагаю учащимся вести «Читательские дневники»  по образцу: автор, название книги, главные герои, краткое содержание, твое отношение к произведению, пословица к данной теме.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач

Конструктивные вопросы

требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа

Альтернативные вопросы.

используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

 

Вопросы-ловушки.

учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа

Наводящий вопрос.

вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос-внушение

направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контрвопрос.

он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

 

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

В своей работе использую элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). В ТРКМ есть очень много различных приемов, но на мой взгляд,  для развития коммуникативных компетенций наиболее приемлемым является – кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее  и далее.  Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я  развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Прием «Кластера»  использую  также для организации индивидуальной и групповой работы,  как в классе, так и дома. У учеников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить. Развиваются умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в группе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать  свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои первоклассники получают на первых уроках. Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать    свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому развитию на этих уроках всегда уделяю  серьезное внимание.  Провожу,  работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатываю произношение; особое значение придаю пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система уроков по развитию речи.   Но   коммуникативное развитие только в этом направлении  предполагает лишь количественное накопление  и качественные изменения.  Основным же критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Часто на уроках использую прием рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело или грустно, оформленное в виде вопроса,  рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех. Сначала сама предлагаю ученикам тот или иной вариант сообщения правила, в дальнейшем самим детям предоставляется возможность определять эти ситуации. Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях. Например, ученикам предлагается рассказать правило « по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли  ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы, если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся.

Можно предложить и такую ситуацию: расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила, т.е. предугадать какие сведения ему неизвестны, растолковать непонятные места. Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую свежую новость. Главное, чтобы  выбранная ситуация была актуальна для детей, близка к сфере интересов ребят.

Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке  в  секретной тетради, которую ребята назвали «Выручалочка».

Большое внимание уделяю  практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с  детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной  деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения,  работу с пословицами и фразеологизмами.

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира и изобразительного искусства, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии в лес, парк, картинную галерею  по улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов);

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»;

• составление вопросов для интервью и презентаций

Эти упражнения, развивают  у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию после экскурсии  дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

А использование компьютерных технологий на  данных уроках окружающего мира  позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

На уроках технологии и ИЗО дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от  учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

Для успешной адаптации первоклассников  на уроках и во внеурочной деятельности учу  детей: выстраивать межличностные отношения. Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка?

А для этого провожу:

  • ? родительские собрания; анкетирование детей и родителей;
  • ? ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся

распределять и играть разные роли;

  • ? занятия по этикету;
  • ? тренинги;
  • ? классные часы;
  • ? индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

 

С целью развития навыков  самоконтроля и саморегулирования провожу:

  • ? психологические исследования и диагностики;
  • ? серии экскурсий «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;
  • ? экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»
  • ? дни здоровья;
  • ? спортивные соревнования;
  • ? ролевые, сюжетные игры; театрализация;
  • ? занятия по ПДД, ПБ;
  • ? тренинги «Роль в группе»;
  • ? самопрезентации;
  • ? конкурсы рисунков;
  • ? классные часы;
  • ? беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;
  • ? физминутки, походы и т.д.

Развитие информационно – коммуникативных компетенций реализуется через:

  • ? знакомство с  электронными словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
  • ? составление опорных схем, рисунков;
  • ? умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);
  • ? знакомство с информационными технологиями.

Я считаю, что развитие коммуникативной  компетентности должно  осуществляться  через использование технологий  личностно – ориентированного обучения. В них  учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

2. Внеклассная и внеурочная работа

Формирование коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время. Когда я знакомлюсь в сентябре с новым классом, мне очень хочется чтобы для детей, которые впервые переступили порог школы, дорога по «лестнице знаний» стала интересной, увлекательной ежедневно открывающей свои тайны.

В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций.

Направления системы организации внеклассной работы:

  • Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
  • Организация работы с одаренными детьми;

Реализация направлений внеклассной работы:

1-е направление – организация проектной деятельности

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов во внеурочной деятельности повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Я всегда ориентирую ребят, работающих над своим проектом, на то, что на материале проекта необходимо разработать и провести внеклассное мероприятие или занимательный урок, что привлекает и других школьников к изучению предмета.

Я, как учитель, осознаю значимость метода проектов как эффективного средства повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся.  В результате работы над проектом учащиеся научатся:

  • ? адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • ? допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • ? учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • ? формулировать собственное мнение и позицию;
  • ? договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • ? задавать вопросы;
  • ? использовать речь для регуляции своего действия;
  • ? адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

В организации исследовательского проекта мне помогает УМК «Я - исследователь» А.И.Савенкова. Предлагаемое учебное пособие помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск, помогает не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от постановки проблемы до представления и защиты полученных результатов.

С 2009- 2011 г. нами были реализованы следующие проекты:

  • Моя семья
  • Компьютер друг или враг
  • Мой класс и моя школа
  • Мои домашние питомцы
  • Моя малая родина.
  • Математика вокруг нас: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты

 

  1. 2. Участие школьников в различных творческих конкурсах - необходимое условие развития их творческих способностей и потенциала. Считаю необходимым мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой деятельности. Всегда учитываю ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти возможности, создать  ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость. Результат - призовые места моих учеников в конкурсах различных школьных мероприятий. Считаю, что именно с опытом творческой деятельности связана возможность формирования определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, свобода мышления, непохожесть на других. (см. Таблица)

Используемые современные педагогические технологии

 

№п/п

Название используемой технологии

Классы, в которых используется технология

Имеющийся или прогнозируемый результат

1

Технология развития критического мышления (ТРКМ) авт. Шамова Т.И., Давыденко Т.Н.

2 - 4

Осваиваемый учащимися материал является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.

2

Технология проблемного диалога (Е.Л.Мельникова)

1-4

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания.  При проблемно-диалогических методах средства обучения служат вспомогательным инструментом творческого усвоения знаний.

3

Системно-деятельностный подход в обучении

1-4

Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

 

Четвертый этап – заключительный

Работая по данной системе в течение трех лет, я провела промежуточное мониторинговое исследование коммуникативной компетенции младших школьников.

Сравнительная диаграмма самооценки коммуникативного развития

 

В сравнительной диаграмме 1 ряд – входная диагностика, 2 ряд- заключительная диагностика. В диаграмме видно, что учащихся с высоким уровнем самооценки коммуникативного развития стало больше – 17% (4 человека), Стало больше учащихся, которые стали  увереннее в общении, в выступлениях перед учениками – 40% (4 человек). Значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем самооценки коммуникативного развития с 50% до 20% (2 человека). Учащиеся стали более уверенно выражать свои мысли, могли спокойно общаться со своими сверстниками, взрослыми, могли найти общую тему для беседы, могли отстоять соё мнение, услышать своего собеседника. Используя все правила общения, ведения диалога.

После введения в уроки различных упражнений и игровых приёмов с целью повышения коммуникативного развития в 4 классе у этих же учащихся было проведёно повторное исследование речевой коммуникации. Результаты приведены в сравнительной диаграмме.

Сравнительная диаграмма уровня развития речевой коммуникации

В сравнительной диаграмме видно, что значительно повысился процент учащихся с высоким уровнем речевой коммуникации (с 20% до 40%), со средним уровнем с 30% до 40%.  Не осталось учащихся с низким и очень  низким уровнем развития.

Выводы:

1.На начальном этапе исследования  входящие диагностики показали, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития  был очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных компетенций  в уроки  и во внеурочной деятельности количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.

2. Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников

3. Значительно увеличился процент учащихся, победителей школьных конкурсов различного уровня. Они активные участники и великолепные ведущие на общешкольных праздниках.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников

 

баннер Навигатор абитуриента колледжи России 2017

Как создать школьный сайт.